© Из новой книги Татьяны Белоусовой «Деловой этикет»
Как обещала, раз уж книга всё еще «в работе» и никак не успеваю ее закончить, буду некоторые сюжеты публиковать в статьях. Помним, что текст охраняется Законом «Об авторских правах»…
Садиться в экипаж должно осмотрительно, не торопясь, и в особенности этот совет относится к дамам, которые при излишней торопливости могут легко запутаться в длинном платье и не только поставить тем себя в смешное положение, но, что еще хуже, повредить ногу.
При посадке и высадке пассажиров в легковые авто водитель несет ответственность за их безопасность и комфорт: он лично помогает занять места в салоне и выйти из машины.
Редкий однозначный момент в этикете и в ПДД – водитель отвечает за всё! Как капитан корабля… (кстати, существует и «корабельный этикет», на каждом судне капитан устанавливает свои особые правила). Что касается водителей, однозначно — есть профессиональная честь: помочь пассажирам сесть и выйти из авто — безопасно и удобно, равно уложить/достать багаж. Особенно для «настоящих» водителей! Это их проявление — профессионализма и достоинства. И очевидный сигнал — «кто здесь капитан».
Как же грустно, когда слушатели на семинарах рассказывают возмутительные случаи — например, дама-проректор университета вынуждена доплачивать водителю назначенной ей машины за помощь. А ведь женщине в деловом строгом костюме (если еще и портфель/дождь/зонт) реально нужна помощь при посадке и выходе из машины — чтобы красиво, без сложностей, когда центр тяжести ее тела — ниже опоры, ведь тротуар — выше проезжей части. А еще узкая юбка и каблуки, портфель…
Но вернемся к вопросу профессионализма, когда именно нанятые водители вашего парка (забыв напрочь о профчести) заявляют: «А нам за это — за помощь — не платят!» Убеждена, необходимо включить этот пункт в должностные инструкции! (В который раз с очевидностью убеждаюсь, HR-служба самый первый помощник протоколистов и здравого смысла в компании!)
О светском
Помним, в этом случае речь не о деловых отношениях! Хотя, для воспитанных людей не имеет большого значения — в деловом ли общении, или в любом другом сохранять собственное достоинство и окружающих. Уважаемые джентльмены! Все знаки вашего внимания к даме изначально были определены неудобством дамских костюмов, кабриолетов, неустойчивыми каблучками… Сейчас всё-всё проще! И дамы самостоятельнее. И в частной жизни вы вольны поступать, как вам воспитание позволит. Но поверьте, женщина (и в деловом костюме, и в вечернем платье!) нуждается «в опоре» — в буквальном значении слова, — упор необходим при посадке/выходе из авто, а не некий «условный знак» — дверь открыли и смотрите в небо, «какое оно голубое/звездное».
Важно! Резюмируя, раз в деловом общении пола нет: водитель обязан (!) деликатно помочь всем пассажирам поместить багаж в авто, непринужденно придержать дверцу авто и закрыть ее за каждым пассажиром — как символ «принять на борт» — и в силу безопасности, и в остальных символических моментах, обозначить заботу и собственный профессиональный статус. По ситуации, возможно, предложить перехватить зонт, подать руку, забрать трость и др.
Красивый и важный элемент — водитель закрывает дверь за каждым «погруженным пассажиром», как минимум — за теми, кто справа/слева на задних сидениях. Очень красивый и правильный жест-символ: «Я вас взял на борт, отвечаю за всех, я — капитан!» Без этих действий — вы просто «извозчик»…