Впервые за всю мою жизнь (долгую, более полувека) очень тревожный сегодня День Победы… И очень ярко приходят детские воспоминания.
Почему бабушка плачет, когда на улице парад, цветы, плакаты, музыка?… Почему мама грустна, и в который раз вспоминает манную кашу, которой кормили рабочих в столовой, а ей, четырехлетней девочке через замерзшее окно представлялся вкус и запах той прекрасной каши…
Мамин отец погиб сразу, в июле 1941. Бабушка осталась в 18 лет с двумя малышками, одной не было и года, и отец сказал малышке уходя: «Лучше бы ты, Шурка, померла… А то настрадаешься». Настрадались, наголодались все.
Папин отец вернулся с войны. Но я его не помню, он умер через два месяца после моего рождения, которого очень ждал. Он успел увидеть меня, а вот я его нет… На фото он, дед, и бабушка с моим папой-подростком. Когда бабушка с тремя сыновьями ехали в эвакуацию, мой папа, младшенький, 4-х лет, потерялся на станции пока мама бегала раздобыть кипятка. Чудом нашлись. Об этом я узнала совсем недавно. Но видимо есть генетическая память? Потому как у маленькой меня самый большой страх был потеряться в войну от мамы…
Фото в военной форме ни того, ни другого деда нет. Есть где-то у мамы только фото её дяди, брата отца, на коне. Все три брата остались на полях той войны.
Тревожно сегодня. Но должны пережить, должны победить. За ту Победу должны.