Интервью для Педагогической Лаборатории от 14 апреля 2023 года
Вопрос 1. Когда состоялось Ваше первое знакомство с этикетом?
Видимо в глубоком детстве))) Я плохо ела, и мама рассказывает, что накормить меня было можно только в игре — за красиво накрытым столом, с салфетками, приборами. И конечно, начиная с детского сада и потом в школе, через все эти вежливые формулы и «волшебные слова». Собственно, мне довелось воспитываться/учиться в среде, как сейчас понимаю, с высокими поведенческими стандартами.
Вопрос 2. Как начался Ваш путь, как специалиста по этикету?
Начался мой профессиональный путь довольно поздно, годам к 38. И изначально сам термин «этикет» я воспринимала так же, как «широкая публика»: что-то такое надуманное, жеманное, ненужное…
И тут одновременно сошлись три момента — я получала второе университетское образование (психология, диплом по теме «Восприятие человека человеком»), начала преподавать на первых в Петербурге курсах «Имиджмейкер» (где этикетные темы также есть), и нашла своего дорогого наставника Анну Вениаминовну Короткину (могу о ней подробнее рассказать!), у которой училась частным образом. И вот на одном из занятий она дала схему по мужской одежде, которая потрясла меня реально — до потери сна, буквально!
Как вдруг целый круг подруг и знакомых упросили меня организовать занятия по этикету у нее. Группу я собрала, за группу отвечала как организатор и была обязана присутствовать на занятиях. Анна Вениаминовна читала, а я невольно погружалась в тему…
Так что, можно сказать, почти случайно и вопреки я стала заниматься этикетом профессионально))) С 1998 началось моё обучение (и продолжается до сих пор!), в 2006 вышли две мои первые книги, в которых примерно по трети объема были отданы этикету, в 2008 году вела уже серьезные занятия по деловому этикету слушателям МВА.
И в настоящем моменте всё так и остается))) Учусь сама, учу других (и нежных барышень, и суровых газовиков, и госслужащих), пишу книги, придумываю новые схемы и подходы как в преподавании этикетных дисциплин, так и в популяризации мысли о необходимости soft skills, эмоционального интеллекта, навыков коммуникации и заботы о репутации — собственно всё это и есть этикет.
Моей профессиональной жизни 25 лет в этом году!
Вопрос 3. Нужно ли вводить предмет «этикет» как обязательный в школьную программу, или пусть все остается как сейчас — курсы, «школы», мастер-классы по выбору и желанию родителей, то есть для достаточно небольшой части детей?
Это самый сложный вопрос! Он преследует меня все 25 лет профессиональной деятельности… То редактор просит написать книгу для детей, то родители спрашивают, есть ли у меня занятия для их чад. Или как сейчас, нужно ли вводить такой предмет в школьную программу.
Думаю, однозначного ответа у думающих людей нет. Моё же глубокое убеждение, обучать детей отдельно от родителей — сделать всем невроз. Когда стандарты поведения в семье далеки от нормы.
Надеюсь, с грядущей реформой образования школы смогут вернуться к воспитательной части процесса (чего они были лишены, когда образование приравняли к «оказанию услуг»). Считаю, что следует вводить нормативы этикета в самом процессе «школьного бытия» — то есть не специальным уроком, а естественным образом, в моменте проживания ситуаций!
Если же помечтать, что такие предметы как этика, эстетика, этикет появятся в школе, то, как известно, очень многое зависит от личности педагога — и потому, скорее, с опаской думаю о возможности введения предмета «этикет» в программу…
Вопрос 4. Каковы, на Ваш взгляд, маркеры «воспитанности» человека в современном обществе?
О! У меня целый сборник хороших цитат на эту тему)) Есть три любимые, и в разные периоды — отзываются то одна, то другая.
Очень близки мне слова Джонатана Свифта: «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».
Как и Дмитрия Лихачева: «В основе всех хороших манер лежит одна забота — чтобы человек не мешал человеку, и все вместе чувствовали бы себя хорошо».
Но сейчас, в силу общей повестки нашей жизни отдам первенство Конфуцию: «Правила этикета есть наивысшее проявление гуманизма».
От себя бы добавила: с воспитанным человеком очень легко!
Он не «грузит» заботой, но не равнодушен. Он «вписывается» в контекст любой ситуации, сохраняя «лицо» и сберегая достоинство всех участников. Он сохраняет «эмоциональную гигиену», в обществе делится только положительным настроением, но не раздражением. Наверное, могу и продолжить)))
Спасибо за содержательные вопросы!
Всем всех благ!
Татьяна Белоусова