Пришло время напомнить, уточнить про наш всемирно-известный Русский салат))) Как-то скандал случился в благородном семействе, буквально, среди «этикетных» дам… В порыве увлечения этикетом некие энтузиасты, пытаясь быть святее папы римского, прикручивают даже то, чего не может быть.
То они решили пить чай как английская королева и «запретили» размешивать сахар в чашке круговыми движениями, то есть так категорично и заявили: «этикет запрещает (?!) размешивать чай по кругу»… (Почему чай, а не сахар?) Господа, сахар в напитках можно размешивать и по кругу, и движениями вверх-вниз, и от себя-к себе, главное — тихо и аккуратно!
То им «под руку», буквально, попался салат Оливье, он же Столичный, в мире более известный как Русский салат. И вдруг, неведомо почему (хотя известно откуда, из того же туманного Альбиона), недоучки «от этикета» множат глупости, и по их нелепой версии салат с майонезом из мелконарезанных компонентов следует есть «накалывая их вилкой». Попробуйте! (Похоже, этот совет понравится желающим похудеть, есть будешь долго и много не наловишь…)
Но как могла в принципе прийти в голову идея настаивать на том, что мы в России должны есть Русский салат не по-русски, а по-английски? (Аааа… это оказался всего лишь ловкий маркетинговый ход! И некоторые легковерные гражданки в испуге — как же они жили-ели неправильно всё это время, закатив глазки и задрав юбки, ринулись на «курсы исправления воспитания» за ооочень солидный взнос)))
Этикет никогда ничего «не запрещает». Этикет всегда призывает включать голову и здравый смысл. И, конечно, этикет голосует за удобство — есть наш знаменитый салат, имеющий «слипающуюся» консистенцию, — значительно удобнее приборами. Вилкой при помощи ножа (нож выступает как барьер!) салат Оливье очень легко формируется в нужную порцию. Либо одной вилкой, что тоже вполне допускается, так как все ингредиенты измельчены и не требуют разрезания.
А вот против чего всегда выступает этикет — это манерность! По этому поводу уже 400 лет как пишут и иронизируют. Мольер, например, и его «Мещанин во дворянстве». Если следовать безрассудно шаблонам, то гарантировано будешь смешон. Или всё окончится даже драматично, о чем сто лет назад с сарказмом написал Николай Агнивцев (1888 – 1932):
О ХОРОШЕМ ТОНЕ
С томной Софи на борту пакетбота
Плыл лейтенант иностранного флота.
Перед Софи он вертелся, как чёрт…
И, завертевшись, свалился за борт!
В тот же момент к лейтенанту шмыгнула,
Зубы оскалив, большая акула!
Но лейтенант не боялся угроз
И над акулою кортик занес!
Глядя на это в смущенье большом,
Вскрикнула, вдруг побледневши, Софи:
«Ах, лейтенант!
Что вы? Рыбу — ножом?! — Фи!»
И, прошептавши смущенно «Pardon», —
Мигом акулой проглочен был он!