Татьяна Белоусова
имидж, стиль и этикет...
«Какая дура» или кто водится в сети — о digital-этикете

Среда без дураков

Ведь почему так много свары в сетях? И почему целое направление в цифровом пространстве возникло и пользуется успехом, особенно у молодой части населения сетей — digital-этикет?

Ведь на самом деле в доисторическую, досетевую, эпоху каждый из нас был-жил-общался в «своем кругу»… то есть буквально, что-то обсуждали, чем-то делились только с близкими, коллегами, друзьями. И как правило, это были люди схожих интересов, с ясными координатами «хорошо и плохо», с одним лексиконом и общими представлениями об этике в общении.

Что происходит в сетях? Многие (я в их числе!) даже не представляли — сколько «других» людей существует, со своими системами координат и неврозами. Сеть открыла для нас всех! И если в моей привычной среде было принято сдерживать невротические проявления, и даже при разных взглядах на что-либо — не переходить «на личности» при обсуждении, и уж тем более — не ввязываться в «чужие разборки», если не требуется медицинская/полицейская помощь… то сейчас никто уже не удивляется доступности высказать своё «бесценное мнение» на чьей-то стене, «плюнуть в спину» (так это называли раньше!) любому… И похоже, особую «сладость плюнуть» испытывают совершенно случайные люди, проходящие мимо твоей жизни.

Давно хотела высказаться на тему «сетевого этикета», и вот дождалась, когда и мне на пост #средабездураков прилетело: «Какая дура»))) Шёл себе, шёл человек по сети — ни разу не знакомый, ни разу ничего не комментирующий — и вдруг его что-то дернуло! Жить не может, как надо два слова на заборе черкнуть…

Вот я не настаиваю, что умна) И сама часто вижу в лентах неинтересные (для меня! это важно) или откровенно глупые посты (опять же для меня! не настаиваю, кому-то же они нужны) - ну и иду себе мимо… Это же так просто! Прокрутить ленту - и все дела))) Гооораздо проще в сети, чем в жизни — пройти мимо «не твоих» людей, мыслей, слов, споров.

Если бы все это понимали, эх, какие бы были сети! И не только сети… Не устану повторять: вы или умеете себя вести — хоть в трамвае, хоть на фуршете, хоть в театре, хоть в сети, — или не умеете нигде. И очень жаль, что некоторым людям приходится осваивать элементарные правила поведения «дробно», по каждой отдельной ситуации… Так возникает то digital-этикет, то речевой этикет, то ювелирный, то столовый — в жизни со всех сторон есть какие-то «рамки приличий».

Но освоить «списки правил» на каждый случай — что следует делать, а что нет — это бесконечный процесс и не на всё хватит памяти. А вот усвоить принципы этичного общения гораздо проще! И принципы эти закладываются в элементарном воспитании, с малых лет. Но когда (и это, увы практически неизбежно) вы встретитесь с людьми других взглядов, другой системы координат, отличного от вашего воспитания — есть и для этого подсказки в этикете, о чем подробно рассказала в докладе «Психология и этикет, их инструменты для общения в условиях конфликтов».